Блог London Online

Перейти на основной сайт London Online »

Лучшие мюзиклы в Лондоне: "Призрак Оперы". Из книги – на сцену. История триумфа.

30 лет на сцене. 8 спектаклей в неделю. Одна деталь, после которой смысл первого предложения воспринимается по-новому: лондонские театры не финансируются государством. Все как в бизнесе: в идею вкладываются деньги (которые еще нужно найти), дальше – либо признание и прибыль, либо банкротство. Нет продаж – нет спектакля.

Конкуренция – дикая: только в Вест-Энде около 40 театров (всего в Лондоне их примерно 200). West End – театральный район Лондона. Подробнее

Понятно – чтобы зритель 30 лет ходил на спектакль и отдавал свои кровно заработанные за билет, мюзикл должен быть грандиозным.

«Призрак Оперы» в цифрах:

  • 70 театральных наград (какие только есть).
  • Кассовые сборы побили все мыслимые рекорды – и среди театральных постановок, и среди фильмов – больше 6 миллиардов! Для сравнения: «Аватар» собрал около 3 млрд.
  • Альбом с аудиоверсией дважды становился платиновым в Британии и 6 раз – в США.
  • Мюзикл посмотрели больше 140 миллионов человек (и цифра продолжает расти).
  • Только в Лондоне «Призрак Оперы» идет с 1986 года и сыгран более 12 000 раз.
  • В каждом спектакле задействовано 130 человек.
  • Сшито 230 костюмов.
  • Грим Фантома занимает 2 часа.
  • Вес точной копии люстры Гранд-Опера – 1 тонна, диаметр – 3 метра.
  • На каждом представлении расходуется 250 кг сухого льда.
  • Лондонская постановка «Призрак Оперы» была показана в 149 городах мира.
  • Во время гастролей реквизит перевозят 27 грузовиков.

Чтобы в полной мере оценить мюзикл и лучше понимать, что происходит на сцене, неплохо знать сюжет и предысторию. Начнем с главного.

Мюзикл основан на готическом романе Гастона Леру. В свое время книга была очень популярна. На написание триллера Леру вдохновил Оперный театр в Париже (Гранд-Опера или Опера Гарнье), построенный в 1875.

Собственно, Опера и есть одно из главных действующих лиц романа и мюзикла.

«Призрак Оперы». Сюжет.

В подземелье театра обитает то ли человек, то ли призрак. У него талант к музыке, безграничная фантазия и оригинальный ум. Но из-за обезображенного лица ему нет места в «верхнем» мире. Зловещий и неуловимый, «дитя подземелья» держит в страхе весь театр. Он – эстет, поэтому злодействует с выдумкой. Сентиментальный. Опекает молодую артистку.

Если очень коротко: Он любит Ее. Она любит другого. И все трое любят оперу.

А был ли призрак? Гранд-Опера. Мифы и реальность.

Темное прошлое и архитектурные особенности Оперы породили множество мифов.

Миф 1: Подземное озеро и лабиринт. Логово Призрака

Факт: подвалы Парижской оперы действительно залиты водой.

Строительству мешали подземные воды. Их приходилось все время откачивать. Чтобы защитить здание от подтопления, фундамент сделали двойным. А потом – для устойчивости и на случай пожара (позже вода пригодилась и для работы гидравлических двигателей, с помощью которых перемещали декорации) – фундамент снова затопили водой.

Образовалось что-то вроде подземного озера. Нижняя часть Оперы стала похожа на пещеры, а так как в здании 17 уровней, причем 7 из них – ниже сцены, то добавился еще и лабиринт из лестниц и коридоров. Куда по всем законам мифотворчества просто просился какой-то жуткий персонаж.

Во время Франко-прусской войны и революции недостроенная Опера побыла и госпиталем, и тюрьмой. Что, конечно, дополнило образ.

Миф 2: Люстра-убийца

Факт: в 1896 на зрителей упал один из противовесов огромной люстры. К счастью, сама люстра весом 8 тонн, осталась на месте.

В Париже заговорили о «духе театра».

Миф 3: Призрак и тайная комната

Факт: в 1907 году было вскрыто и тут же на 100 лет опечатано одно из замурованных подвальных помещений Оперы. По слухам, там покоилось тело Фантома.

Конец интриге пришел в 2007, когда комнату открыли и нашли только капсулу времени с записями оперных певцов.

Миф 4: Ложу № 5 в первом ярусе Гранд-опера до сих пор держат свободной

Факт: на самом деле она неудобна и плохо продается: колонна закрывает почти половину сцены. Но ложа отмечена табличкой «абонировано Призраком».

Впрочем, у этого красивого мифа есть автор:

Гастон Леру.

Юрист по образованию, промотавший в юности миллионное наследство, оставил карьеру адвоката и много лет работал в газете. Писательский дар, любознательность и интуиция помогли ему стать успешным репортером. А серия детективных романов принесла огромную популярность.

В 1897 Леру встретился с архитектором Оперы Шарлем Гарнье. Возможно, во время этой встречи и возникла идея написания «Призрака Оперы».

Профессиональное внимание к деталям помогло Леру создать реалистичную атмосферу романа. Воспользовавшись связями, он досконально изучил здание театра, особенно нижние уровни.

Гранд-опера, окутанная темными тайнами, сама подсказала сюжет для мистического детектива, и в 1909 родилась новая легенда о любви злого гения к наивной красавице. Правда и вымысел в книге так тесно переплелись, что читатель поверил в достоверность описанного.

Отцы театрального шедевра.

В 1984 историей красавицы и чудовища, рассказанной на новый лад, заинтересовался английский композитор Эндрю Ллойд Уэббер.

К тому времени на его счету уже были культовые «Иисус Христос – Суперзвезда» и «Кошки». Он искал хороший материал для нового проекта.

Любовный триллер в роскошных декорациях – трогательно и зрелищно, к тому же роль главной героини идеально подходила жене. И Уэббер звонит продюсеру Камерону Макинтошу, с которым они делали мюзикл «Кошки».

Камерон Макинтош – влиятельный продюсер, владелец лондонских театров, в его багаже три самых долгоживущих мюзикла «Кошки», «Отверженные» и «Призрак Оперы».

Лежа в ванне (Макинтош любит упоминать эту деталь), он отвечает на судьбоносный звонок и соглашается заняться новым проектом. Осенью 1986 мир увидит одну из величайших постановок в истории театра. Настолько удачную, что даже через 30 лет мюзикл останется самым кассовым и будет идти на всех континентах. Это к вопросу всегда ли нужно отвечать на деловые звонки.

Решение для будущей постановки Уэббер и Макинтош поначалу пытались найти в ранних экранизациях 1925 и 1943 годов. Не вдохновившись фильмами, они обращаются к первоисточнику.

В то время роман уже не издавался на английском, но (это явно был знак) Уэббер за доллар случайно нашел потрепанный экземпляр у букинистов, Макинтош откопал книгу в гараже у тетки. К работе привлекли поэта Ричарда Стилгоу. Музыка, по словам композитора, писалась легко…

Здесь мы затрагиваем щекотливый вопрос.

По ту сторону триумфа.

В музыкальном мире отношение к сэру Уэбберу неоднозначное – одни восторгаются им и считают современным классиком, другие презирают, обвиняя в любви к штампам и намекая на плагиат.

В частности, основные претензии по «Призраку Оперы» он получил за сходство одной из лучших арий «The Music Of The Night» с музыкой Пуччини. Правда, многие критики сходятся во мнении, что это, скорее, неосознанный плагиат. Уэббер – потомственный музыкант, сын профессора Королевского колледжа музыки, воспитывался на классике, и в его мелодии вполне могло аукнуться творение кого-то из великих.

Другое дело – основная тема, мощный органный фрагмент, символ мюзикла. Вот он откровенно напоминает рифф Pink Floyd из “Echoes” (альбом “Meddles”,1971).

“Echoes” (послушайте с 7:05):

А теперь «Призрак Оперы» (увертюра):

Суда не было, т.к. заимствование недостаточно большое и трудно доказуемое (все-таки рифф, по сути – гамма, а не мелодия). Разбирательство могло длиться годами. Пинк Флойд ограничились тем, что Роджер Уотерс в интервью сказал все, что думал, а позже сочно приложил Уэббера в “It’s A Miracle”.

Я – не судья, не критик, и не пытаюсь никого вывести на чистую воду. Эти факты – общеизвестны, как и то, что никто и никогда не выиграл у Уэббера ни одного процесса.

И относиться к нему можно по-разному. Как к гению, «ворующему ноты у Бога». Как к меркантильному сочинителю, который живет по принципу «ноток всего семь» и черпает у коллег и предшественников не только вдохновение. Как к успешному бизнесмену и самому богатому музыканту из ныне живущих. Можно обожать его, можно на дух не переносить.

Но отрицать талант Уэббера нельзя. Даже если очень хочется.

Он умеет сочетать классику и рок. Чувствует время и зрителя. Ему не занимать смелости – почти все, что он делал, было вызовом. Он превосходно работает в своем жанре и эффектно подает музыку.

Считается, что его творчество недостаточно глубокое. Наверное. Признаюсь, я не из тех, кто пропадает в филармонии, поэтому мне – достаточно. Итак, музыка писалась легко…

…и летом 1985 в доме Уэббера был представлен черновой вариант первого акта.

Сюжет и место действия требовали размаха и реального сходства с Гранд Опера. Нужны были лучшие профессионалы.

Сказку сделали былью:

Режиссер Харольд Принс (Хал Принс). Человек-легенда. 20 премий Tony Awards, поставил также «Скрипач на крыше», «Кабаре», «Суини Тодд», «Эвита». Не раздумывая, согласился участвовать в проекте.

Художник-постановщик Мария Бьёрнсон. Куча премий «За лучшие костюмы и декорации», работала с самыми известными театрами: MET, La Scala, Парижской Оперой, Бродвеем и многими другими. Гениально оформила сцену, создала дивные костюмы и придумала массу эффектных «фишек». Именно она настояла включить в постановку знаменитый трюк с падающей люстрой.

Культовая полумаска, ставшая визитной карточкой мюзикла, его брэндом – тоже ее заслуга. Первая маска полностью закрывала лицо певца, мешая ему видеть и петь. Тогда Мария вспомнила о ветеранах Первой Мировой, которые, чтобы скрыть увечья, носили маски на пол-лица (иногда на них еще рисовали глаз).

Хореограф-постановщик Джиллиан Линн. Одна из лучших в ХХ веке. Самые известные работы: «Cats», «Моя прекрасная леди», «Кабаре».

Джиллиан Линн готовила номера для 25-летнего юбилея спектакля, который отмечался в шикарном зале «Альберт-Холл». Финал – очень интересный:

Эндрю Ллойд Уэббер, Сара Брайтман и 5 Фантомов: Рамин Каримлу (в маске), Колм Уилкинсон (самый старший), Энтони Уорлоу (крайний слева), Джон Оуэн-Джонс («Голос», слева от Сары) и Питер Йобак

Подобралась команда блестящих специалистов. Все завертелось. Единственное, с чем не ладилось – это с написанием стихов. Нужен был еще один поэт, чтобы оживить тексты, которые набросали Уэббер и Стилгоу.

Алан Лернер (автор стихов к «Моя прекрасная дама») не смог участвовать в проекте из-за тяжелой болезни, Тим Райс в то время работал над «Шахматами», другие известные авторы тоже отказывались по разным причинам.

Тогда Макинтош решил нанять никому не известного участника конкурса либреттистов. И, несмотря на сложности (автора уволили, потом приняли снова), Чарльз Харт написал основную часть текста.

Местом постановки выбрали Театр Её Величества. Он соответствовал эпохе, а главное – технические возможности сцены позволяли применить все задуманные спецэффекты. Это было одновременно изобретательно и практично.

В марте 86-го объявили конкурсное прослушивание актеров.

Первым исполнителем роли Призрака стал комедийный актер Майкл Кроуфорд, первой Кристиной – конечно, Сара Брайтман (вторая жена Уэббера, игравшая в оригинальном составе “Cats”). На роль виконта был выбран Стив Бартон.

Сара Брайтман и Майкл Кроуфорд, первые Кристина и Фантом:

В августе начались общие репетиции, а уже 9 октября 1986 года состоялась премьера.

«Фейерверк впечатлений». «Триумфальная обработка винтажного романа». «Ошеломляющая мелодрама». «Постановка всех времен, не только в жанре мюзикла, а среди когда-либо шедших на сцене». Так Daily Mail напишет на следующий день и будет писать еще 30 лет.

Рецепт успеха.

Спектакль стал намного популярнее книги. В первую очередь благодаря запоминающейся музыке и удачно сокращенному сюжету.

Другие «ингредиенты»:

  • высочайший уровень исполнения (самый большой оркестр в Вест-Энде, лучшие музыканты и певцы, всё «вживую»)
  • талантливая режиссура (ставил мастер)
  • грандиозное оформление сцены (пытаться описать – все равно что «танцевать об архитектуре», нужно увидеть)
  • ошеломляющие спецэффекты (режиссер настаивает на том, что шоу не о люстре, но уж очень эффектно получилось)
  • сильная хореография
  • качество звука (отличная акустика + самая современная техника, в зале размещены 120 колонок, прекрасно слышно с любого места).

Несмотря на долгую жизнь на лондонской сцене, спектакль не отдает нафталином. Он – как выдержанный коньяк. Все проверено временем. Каждая мелочь, каждая строчка и музыкальная фраза, каждый эффект отшлифовывался годами.

На лаврах никто не почивает. Спектакли играются с полной отдачей.

Костюмы и декорации постоянно обновляются, если что-то можно улучшить в техническом плане – в это вкладываются деньги. Как повторяет Ллойд Уэббер: «Верный способ заработать на спектакле миллион – вложить в него два».

Между прочим, на «Призрак» водят британских школьников и задают потом писать сочинения. Такие вот суровые школьные будни.

Теперь об организационных моментах.

Мюзикл «Призрак Оперы» в Лондоне, где проходит, расписание и актеры:

Театр Ее Величества находится рядом с Трафальгарской площадью на улице Haymarket , Вестминстер, Лондон.

Как добраться: станция метро Piccadilly Circus (линии Piccadilly и Bakerloo).

Her Majesty’s Theatre – королевский театр, где с 18-го века идут лучшие спектакли. Роскошно отделан. Оснащен по последнему слову техники – отсюда спецэффекты, освещение и акустика.

Особенность: уникальная механика сцены (оригинальные старинные механизмы и множество «секретных» люков – все работает и используется для дополнительных эффектов).

Непривычно: все очень компактно, платный гардероб (но верхнюю одежду можно брать с собой в зал), дресс-кода нет.

C 2000 года владелец Her Majesty’s Theater – Эндрю Ллойд Уэббер. Ему, кстати, принадлежат еще 5 лондонских театров.

Расписание: понедельник – суббота (начало в 19.30). Дневные спектакли: четверг и суббота – 14.30. Продолжительность: 2 часа 30 минут (вместе с антрактом).

«Призрак Оперы» в Лондоне, актеры 2016:

  • Призрак – Бен Форстер
  • Кристин Даэ – Селинд Шонмейкер/ Эмми Кристенсон
  • Рауль – Надим Нааман
  • Карлотта – Меган Ллевелин

Несмотря на заявленные имена, нет гарантии, что не будет замены. Исполнение, в любом случае, останется на высоте.

Цена билета: от 28 фунтов. Купить билет – «Призрак Оперы» Лондон

В этом году возможны приятные сюрпризы: в честь юбилея на спектаклях могут появляться создатели мюзикла или звезды первого состава. Но, это – как повезет. Празднование юбилея намечается в Париже, что очень символично – Призрак погостит дома.

И последнее: почему Лондон?

Во-первых, именно лондонская постановка – тот атмосферный, золотой оригинал, с которого копировались и на который равняются все дублированные постановки.

Это совершенно другой уровень впечатлений.

Во-вторых, все когда-нибудь заканчивается. 30 лет – возраст для мюзикла более чем солидный. Важно сейчас успеть увидеть то, что потом будет трудно забыть.

Смотрите также - “Призрак Оперы” в Нью-Йорке”.

Для подготовки статьи использованы материалы сайтов:

www.thephantomoftheopera.com
www.andrewlloydwebber.com
www.reallyusefultheatres.co.uk
www.london-online.info
www.academia.edu
www.telegraph.co.uk
www.theguardian.com